V Российская научная конференция "Открытие"

Секция психологии

III место

Психологические особенности

макиавеллистической личности

в юношеском возрасте

Автор: Солдаткина Галина, ученица 10 гуманитарного класса

Провинциального колледжа

Научный руководитель: Доктор психологических наук, профессор ЯрГУ им. П.Г.Демидова Кашапов Сергей Михайлович

 

Введение

Ежедневно нам приходится общаться с множеством людей, и часто нам приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями. Чаще всего это происходит из-за непонимания. Другие люди могут помочь нам в различных сферах жизнедеятельности, при этом они сами могут не осознавать этого, и мы тоже можем помочь им. Также, очень часто встречаются случаи управления другими людьми в личных целях, манипуляции. Хорошо скрытую манипуляцию порой трудно заметить. Наверное, поняв, что это такое, как происходит этот процесс и зачем он нужен, человеку легче понять другого и сориентироваться в отношениях. Так что же такое искусство манипуляции, навык или талант? Почему у одних людей лучше получается, управлять другими людьми, а у других хуже? При помощи чего осуществляется манипуляция, и какая она бывает? Какими качествами личности обладают люди с высокой и низкой способностью к манипуляции, и как они ведут себя в различных жизненных ситуациях? Эта работа полностью посвящена этим и другим проблемным вопросам.

Цель работы

Исследование особенностей макиавеллистической личности в юношеском возрасте.

Задачи

  1. Провести теоретический анализ понятий (ложь и манипуляция) как психологических категорий.
  2. Выявить свойства личности с высоким уровнем макиавеллизма.
  3. Выявить свойства личности с низким уровнем макиавеллизма.
  4. Установить гендерные различия, проявляемые в особенностях манипуляции в юношеском возрасте.
  5. Установить положительное влияние интеллектуального фактора на применение в общении такого свойства личности как макиавеллизм.
  6. Установить особенности проявления макиавеллизма у испытуемых с более высоким и более низким уровнем интеллекта.

Объект - особенности личности.

Предмет - особенности макиавеллистической личности.

Гипотеза: Макиавеллисты с более высоким уровнем интеллекта имеют навыки манипулирования другими людьми и более склонны применять их в общении, в то время как макиавеллисты с более низким уровнем интеллекта чаще не используют это свойство личности на практике.

Методологическая основа

Изучению феномена лжи и манипуляции в общении особое внимание уделяли такие ученые-психологи как П. Экман, А.А. Добрович, В.В. Знаков. П.Экман Определил ложь, неправду и обман как психологические категории. А.А. Добрович систематизировал манипуляции в общении. В.В. Знаков разработал методику исследования макиавеллизма как свойства личности и провел исследования, в результате которых было выявлено, что уровень макиавеллизма выше у молодых людей и с возрастом он чаще всего снижается; в среднем уровень макиавеллизма вы у мужчин выше, чем у женщин. Также он привел некоторые свойства макиавеллистической личности. В связи с его исследованиями возник вопрос о том таковы ли гендерные различия в юношеском возрасте, как и в среднем или нет. Выяснение этого стало одной из задач работы.

Методы

В исследованиях применялась Мак-шкала В.В. Знакова для определения уровня макиавеллизма у испытуемых. По ее результатам вряд ли можно было судить об оперативной основе этого личностного свойства: владеет ли субъект макиавеллистическими знаниями, навыками, тем более не следовало делать опрометчивых выводов о поведении, т.е. использует ли субъект их в ситуациях общения с другими людьми от чего это зависит. Ответы на эти вопросы требовали применения других методик, поэтому испытуемым был предложен опрос на стрессоустойчивости поведение в конфликтных ситуациях, а также задачи на решение конкретных конфликтов, которые различались между собой уровнями

  1. "Подросток - родитель"
  2. "Подросток - подросток" (того же пола)
  3. "Подросток - подросток" (другого пола)
  4. "Подросток - близкий человек"

Для проверки степени социальной направленности использовался тест В. Маклени.

Теоретическая значимость работы:

Сделан вклад в понимание психологических особенностей людей с макиавеллистической и манипулятивной направленностью.

Практическая значимость работы:

На ее основе в будущем можно исследовать макиавеллизм другой возрастной группы (например, студентов) и подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что возрастной критерий очень важен при оценке макиавеллизма различных категорий людей.

Приведенные в заключении краткие описания макиавеллистической и немакиавеллистической личности могут помочь людям на практике распознавать личностей склонных к манипулированию партнерами по общению. В будущем на основе этой работы можно будет изучить методы противостояния манипулированию.

Глава I Макиавеллизм как психологическая категория. Ложь, манипуляции в общении

1.1. Макиавеллизм как свойство личности

В наше время понятие "макиавеллизм" нередко используется в различных гуманитарных наук Макиавеллизм как научная категория широко распространена в зарубежных психологических исследованиях, но практически не используется в отечественной психологии.

Макиавеллизмом западные психологи называют склонность человека манипулировать другими людьми в межличностных отношениях. Макиавеллизм обычно определяют, как склонность человека в межличностных отношениях манипулировать другими людьми, тонкими, или не агрессивными способами, такими как лесть, обман, подкуп или запугивание. Несколько иначе макиавеллизм описывается в другой научной работе: "Макиавеллизм - это стратегия социального поведения, включающая манипуляцию другими в личных целях, зачастую противоречащая их (т. е. других людей) собственным интересом

Макиавеллизм следует рассматривать как количественную характеристику. По мнению одного из создателей Мак-шкалы Р. Кристи это понятие представляет собой синдром, основанный на сочетании взаимосвязанных когнитивных мотивационных и поведенческих характеристик. Главным психологическим составляющим макиавеллизма как свойства личности является:

  1. убеждение субъекта в том, что при общении с другими людьми ими можно и нужно манипулировать.
  2. навыки конкретного умения манипулирования. Это включает в себя способность убеждать людей, понимать их намерения и причины поступков. Макиавеллизм как личностная характеристика в целом отражает неверие субъекта в то, что большинству людей можно доверять, что они альтруистичны, независимы, обладают сильной волей. Из определения макиавеллизма следует то, что субъект скрывает свои подлинные намерения, вместе с тем, с помощью ложных отвлекающих маневров он добивается того, что партнер, сам того не осознавая, изменяет свои первоначальные цели. Из этого можно сделать вывод, что макиавеллизм тесно связан с ложью, поэтому для дальнейшего исследования особенностей макиавеллистической личности нужно подробнее разобраться в психологии лжи .
  3. 1.2. Ложь, неправда, обман как психологические категории.

    По определению Пола Экмана, ложь - это намеренное введение в заблуждение другого человека. Он выделяет две формы лжи: искажение и умолчание. Пол Экман очень широко трактует ложь, т.к. в его понимании, врать, обманывать, говорить неправду - является синонимами лжи. Нередко это приводит к противоречиям, затрудняющим понимание психологической сути анализируемых феноменов. Анализ обсуждаемой проблемы может быть продуктивен только в том случае, если ясно определены признаки, по которым можно судить о сходстве и различии неправды, лжи, обмана. В психологии выделяют три таких признака:

    1) фактическая истинность / ложность утверждения

    2) вера говорящего в истинность / ложность утверждения

  4. наличие / отсутствие у говорящего намерения ввести в заблуждение слушающего. В современной науке схожих взглядов придерживаются А.Ф. Стрихарц, Р.В.Бартон, Л.Коулман, П.Кей, а также ряд других исследователей. К ним присоединяется В.В.Знаков. Только на основе такого разделения можно четко описать отличительные признаки обмана, неправды, лжи.

1.2.1.Неправда

. Существует три разновидности неправды. Во-первых, неправда может выступать как вербальный эквивалент заблуждения: человек, веря в реальность чего-либо, говорит неправду, сам того не осознавая. Во-вторых, неправду можно обнаружить в различных литературных тропах (эпитеты, олицетворения и т.д.), формах иносказания (аллегория, ирония, шутка и т. п.), в словах и выражениях, которые в определенном контексте приобретают смысл противоположный их буквальному значению. И, наконец, третья разновидность неправды - это вранье. Слово "врать" в русском языке употребляется обычно в тех случаях, когда речь идет о чем-то малосущественном, незначительном. Обычно оно используется еще и в тех случаях, когда нужно не оценить истинность высказываний человека, а понять и оправдать его. С точки зрения содержательного анализа , понятие "вранье" ни в коем случае нельзя отождествлять с "ложью". Вранье - не информационный феномен, а коммуникативный, т.е. один из способов установить хорошие отношения с партнером - доставить своей выдумкой удовольствие и себе и ему. Вранье не рассчитано на то, что ему поверят, в нем отсутствует намеренье обмануть слушателя. Целью вруна является не дезинформирование, а развлечение слушателя. Отсутствие намерения обмануть другого, как коммуникативный момент, можно увидеть в русских пословицах "Не любо - не слушай, а врать не мешай!", " Врать - не устать, было бы кому слушать ", "Не хочешь слушать, как люди врут, - ври сам!" Вранье не предполагает унижения слушателя и получения за его счет какой-то личной выгоды. Классическое вранье характеризуется тем, что враль получает нескрываемое удовольствие от самого процесса изложения небылиц. ( В этом нет ничего общего с тем, что Экман называл "восторгом надувательства", где лжец испытывает презрение к жертве и главное удовольствие получает от "достигнутого обмана" т.е. результата) Обращаясь к анализу психологических механизмов вранья, нельзя не отметить, что нередко его нужно рассматривать как внешнее проявление защитных механизмов личности. Стремление человека защитить свой внутренний мир от "не желаемого вторжения" - достаточно серьезный повод для вранья. Таким образом, неправда проявляется тогда, когда один из собеседников высказывает утверждение, не соответствующее фактам, при этом он осознает ложность того, что говорит, однако у него нет сознательной цели, ввести в заблуждение партнера, получить от этого какую-либо выгоду. Признаком неправды, характеризующим все три ее разновидности, является отсутствие у субъекта намерения ввести партнера в заблуждение.

1.2.2.Обман.

Первое, что бросается в глаза и чем обман отличается ото лжи это то, что слово "обман" означает успешность: достижение обманщиком желаемого эффекта, в то время как понятие "ложь" включает в себя только попытку ввести другого в заблуждение. "Обман основан на сознательном стремлении одного из участников коммуникации создать у партнера ложное представление о предмете обсуждения", но обманывающий не искажает факты. Отличительный признак обмана - полное отсутствие в нем ложных сведений, прямых искажений истины. Существует 2 основные разновидности обмана - обман с помощью полуправды и обман с помощью правды.

1) ОБМАН С ПОМОЩЬЮ ПОЛУПРАВДЫ - это полуправда, сообщенная партнеру с расчетом на то, что он сделает из нее ошибочные выводы, соответствующие намерениям обманывающего. Сообщая некоторые подлинные факты, обманщик умышленно утаивает другие, важные для понимания целого. Успешный обман обычно основывается на эффекте обманутого ожидания: учитывая неполную правдивую информацию человек, которого обманывают, прогнозирует развитие событий в наиболее вероятном направлении, обманщик нарушает его ожидания. Пример, который приводит Знаков: "Однажды халиф Осман ибн Аффан осаждал крепость. По прошествии некоторого времени был подписан мирный договор, один из пунктов которого звучал так: "и одного человека халиф Осман не убьет, когда вступит в добровольно сдавшуюся крепость". Осажденные понимали этот пункт как обещание сохранить им жизнь. После сдачи крепости Осман уничтожил всех ее защитников, оставив в живых только одного человека. И утверждал впоследствии, что точно выполнил условия договора". Халиф сказал полуправду, из которой осажденные сделали вывод, построенный на обобщении: если не убьют одного, то не убьют и остальных. "Обман - диалогический феномен, суть которого составляет не воздействие одного субъекта на другого, а взаимодействие. Если нас обманули, то нередко мы сами в этом виноваты не меньше, чем тот, кто это сделал: вследствие непредусмотрительности, глупости и т.д. Было бы неверно говорить, что любая полуправда является обманом, а именно, когда человек честно признается, что не может сказать правды.

2) Обман с помощью правды - обман, произносимый так, чтобы в него нельзя было поверить. В одном случае обман реализуется, когда обманщик точно знает, что партнер от него ждет лжи. В другом, наоборот, обманщик считает, что именно правда покажется собеседнику наиболее невероятной.

Итак, обманывая, человек говорит полуправду, рассчитывая на эффект "обманутого ожидания", для того, чтобы ввести партнера в заблуждение, или правду, только так, чтобы в нее нельзя было поверить.

1.2.3. Ложь

Ложью обычно называют передачу сведений, не соответствующих действительности. Августин блаженный: "Ложь-это сказанное с желанием сказать ложь". Суть лжи сводится к тому, что человек верит или думает одно, а в общении сознательно выражает другое. Цель лгущего субъекта - передать ложное сообщение с помощью невербальных средств коммуникации. Говоря о лжи, нужно учитывать личные особенности лгущих субъектов (например, психологические исследования показали, что чаще лгут субъекты с малой устойчивостью к стрессу), также ситуативные факторы (если военнопленный лжет врагам, то его ложь более оправданна, чем ложь тех, кто лжет священнику, доктору и т.д.) "Ситуативные факторы создают благоприятный или неблагоприятный фон для порождения или понимания ложных сведений" Говоря о признаках, по которым можно судить о различии и сходстве неправды, обмана и лжи, то неправду можно определить как высказывание, основанное на заблуждении, неполном знании или шутливом намерении, ложь как сознательное искажение известной истины с целью ввести в заблуждение собеседника, а обман как такую полуправду или правду, которая, по мнению обманщика, спровоцирует обманываемого на ошибочные выводы из достоверных фактов-н.

1.3. Морально-правовое и субъективно-нравственное понимание лжи.

Психологический анализ лжи как коммуникативного феномена выявляет принципиальные различия в понимании содержания этого понятия в западной и русской культуре. Современный научный анализ проблемы лжи в западной культуре основывается на трудах от Августина Блаженного и до И. Канта. Согласно их научным трудам, ложь не допустима ни при каких обстоятельствах т.к. с христианской точки зрения она является грехом, а с гражданской - оскорблением человеческого достоинства. "В русских дифференциях ложь, как правило, рассматривается как нравственное или аморальное действие лгущего субъекта, искажающего истину". Утверждение об указанных различиях можно обосновать путем сравнительного анализа американских, английских и русских толковых словарей. Типичными для американских словарей являются такие определения: " Неистинное утверждение, сделанное с намерением обмануть, ложь, неправда. То, что создает или предназначено для того, чтобы произвести ложное впечатление". Слово "лгать" обозначает: делать неверное заявление... особенно с намерением обмануть, производить ошибочное впечатление или вводящее в заблуждение впечатление". В английском словаре Кассела: "лгать" - "говорить или писать что-нибудь с намерением обмануть". Не составляют исключение и немецкие словари: "Ложь - намеренное неверное высказывание, направленное на то, чтобы обмануть другого". Если говорить о западных мыслителях, то Экман, как уже было сказано, определяет ложь как намеренное введение в заблуждение другого человека. Ф.Л. Карлсн: " ложь-это умышленное ложное утверждение, которое предназначено для того, чтобы обмануть другого". И. Кант отвергал любую ложь т.к. " ложь всегда вредна кому-нибудь" А. Шопенгауэр доказывал необходимость лжи для ограничения вмешательства во внутренний мир личности. Но расхождения взглядов у Шопенгауэра и Канта нет, со стороны признания необходимости соблюдать права человека. Если вести речь о словарных определениях, то в них всегда присутствует "другой" т.е. указано лицо, для которого ложь всегда вредна, (поэтому она и ложь). Ложь в западном понимании - одна из форм насилия над обманываемым человеком, несоблюдение прав личности. "Представления о правах человека не только глубоко укоренились в западной общественной морали, они отражаются в индивидуальном сознании людей. Вследствие этого западное понимание лжи я называю морально-правовым". Но такое понимание лжи характерно не всем нашим западным современникам, " если бы это было так, то ложь бы была повсеместно распространенным явлением". Если говорить о русских словарных определениях лжи, то в словаре В.И. Даля есть такое определение: "Лгать, врать, говорить неправду", "ложь - намеренное искажение истины, неправда, обман". С точки зрения составителей русских словарей, ложь характеризуется с двух сторон: искажена ли истина, и сделано ли это намерено. Коммуникативный аспект лжи, т.е. воздействие утверждением на другого человека, хотя и подразумевается, но остается на втором плане. Таким образом, ложь рассматривается как морально-предосудительное деяние субъекта. Поэтому часто синонимами лжи являются предательство, клевета (Ильин, Ожогов). В. С. Соловьев: "Ложь в отличие от заблуждения и ошибки, означает сознательное и поэтому нравственно-предосудительное противоречие истине". Соловьев, Ильин и другие мыслители осуждают солгавшего из-за того, что он отступает от своей человеческой и божественной сути, но в определениях нет ни слова о человеке, которому лгут. Ложь рассматривается как категория нравственного сознания, поэтому русское понимание лжи В.В.Знаков называет "субъективно-нравственным". Так как словарные определения и уж тем более, мнения философов были опубликованы много лет назад, то для подтверждения современного русского понимания Знаков проводит эмпирическое исследование, где просит дать определение лжи и описать ситуации, в которых человек лжет. Субъективно-нравственное понимание лжи подтверждается еще и причинами, вызывающими ложь. Статистическое преобладание причинных ситуаций - это ложь ради другого человека, над ситуациями, в которых человек лжЈт ради достижения собственных целей: "Искажения диагноза, сообщаемого неизлечимому больному; желание оградить близкого человека от неприятностей; неточное изложение родителям совсем не героических обстоятельств смерти их сына в армии." "Ложь во спасение" является для нас типичной, что ещЈ может подтвердить и сниженная моральная значимость. Другое отличие- это ложь для предотвращения вмешательства в личную жизнь, которое очень характерно западным современникам, в то время как у нас оно встречается довольно редко: из 317 анкет, в исследовании у Знакова., только в 22 встретились описания таких ситуаций в формировании таких различных видов понимания лжи, большое влияние оказывают социальные условия.

Главные критерии оценки лжи - это представление справедливости морали, а не ущемление прав другого. Таким образом, существует две категории понимания лжи: морально-правовая и субъективно - нравственная.

1.4. Манипуляции в общении

Не так уж редко технические приЈмы общения, умение вживаться в роль используются в корыстных целях. В таких случаях говорят о манипуляциях в общении.

А.А. Добрович систематизировал манипуляции в общении. Суть основных из них можно свести к следующему:

1) Люди бросают упрЈк человеку за малейший просчЈт, демонстрируя оскорблЈнность в лучших чувствах, словом "хлопают дверью", всЈ это с целью избавиться от обоснованных обвинений собеседника.

2) Люди сваливают вину "с больной головы на здоровую", чтобы оправдать себя в глазах окружающих и в своих собственных ("ВсЈ из-за тебя!").

3) Оказывают внимание и мелкие услуги человеку мягкому, тактичному, чтобы создать такие взаимоотношения, на фоне которых заранее намеченные неблаговидные действия будут восприниматься более терпимо.

4) Провоцируют обидными замечаниями, упрЈками ответную резкость собеседника с целью разрушить на тот или иной период контакт с ним, (например, в предвидении того, что собеседник хочет попросить о какой-то услуге).

5) Демонстрация плохого самочувствия, усталости с целью избавиться от каких-либо поручений, обязанностей.

Цели манипуляции могут быть не только прагматичными, но и защитными: она может играть роль психологического защитного механизма, предохраняющего личность от утраты самоуважения, снижения самооценки и т.п. Как когда-то утверждали западные психологи, женщины традиционно считаются более покорными и уступчивыми, они лучше приспосабливаются и менее склонны к манипуляции. Однако в действительности оказывается, что женщины могут использовать свою уступчивость в манипулятивных целях.

Глава II. Разработка программы исследования макиавеллизма и свойств макиавеллистической личности

В исследованиях принимало участие 120 человек: 30 девушек и 30 юношей из неспециализированной средней общеобразовательной школы и 30 юношей и 30 девушек из школы с углубленным изучением отдельных предметов "Провинциальный колледж". Возраст испытуемых колебался от 14 до 16 лет (9-11 класс).

Изучалось влияние полового и интеллектуального фактора на уровень макиавеллизма, а также выявлялились основные качества макиавеллистической и немакиавеллистической личности и ожидаемое поведение в конкретных ситуациях.

2.1. МАК-шкала

Инструкция испытуемому.

Перед вами набор утверждений. Каждое утверждение представляет собой распространенное мнение, и поэтому не может быть верным или неверным. Вероятно, вы согласитесь с одними утверждениями и не согласитесь с другими. Внимательно почитайте все утверждения, затем отметьте степень вашего согласия или несогласия с каждым мнением. Степень выражайте по семибальной шкале от "полностью согласен" (7 балов) до "совершенно не согласен" (1 бал).

Текст опросника.

  1. открывать другим причину своих действий, нужно только в том случае, если это полезно и для тебя.
  2. лучший способ получить то, что тебе надо - говорить людям то, что они хотят услышать.
  3. Человек должен делать, что-либо только, если он уверен, что это морально оправдано, то есть правильно с нравственной точки зрения.
  4. Большинство людей в сущности хорошие и добрые.
  5. В общем-то, все люди порочны и когда-нибудь это обязательно проявляется.
  6. Честность - лучшая политика в любых ситуациях.
  7. Нельзя оправдывать человека, который для достижения личных целей лжет другому.
  8. В общем-то, люди не хотят работать в полную силу без принуждения со стороны.
  9. Лучше занимать скромное положение и быть честным, чем быть влиятельным и нечестным.
  10. Когда просишь кого-либо сделать что-то для тебя лучше сказать о настоящей причине, по которой тебе это необходимо, чем находить более веские аргументы.
  11. Большинство из тех, кто достиг высокого положения в обществе, являются порядочными и безупречными в нравственном отношении людьми.
  12. Человек, полностью доверяющий кому-то другому, напрашивается на неприятности.
  13. Большинство преступников отличаются от остальных людей в основном тем, что преступники недостаточно умны, поэтому они попадаются.
  14. Большинство людей - смелые.
  15. Льстить нужным людям - значит проявлять мудрость.
  16. Можно быть человеком хорошим во всех отношениях.
  17. Неправы те люди, которые считают, что большинство людей на Земле состоит из простаков, которых нетрудно обвести вокруг пальца.
  18. Для того, кто хочет сделать карьеру главное не хорошо работать, а уметь обходить формальности и ради достижения цели не бояться идти на мелкие правонарушения.
  19. Неизлечимо больные люди с их согласия могут быть умерщвлены.
  20. Большинство людей легче забывают о смерти родственников, чем о потере своей собственности.

2.2. Опрос на стрессоустойчивость и поведение в конфликтных ситуациях

Ответить на вопросы.

  1. Какие ситуации в вашей жизни вызывали у вас стресс?
  2. Можете ли вы привести примеры конфликтных ситуаций, из которых вы выходили победителем?
  3. Можете ли вы привести примеры конфликтов, которые разрешались в вашу пользу? (Опишите ситуацию)
  4. Что вам помогало (мешало) разрешать конфликты благоприятно для вас?
  5. Какие вы для себя сделали выводы из всех конфликтных ситуаций, которые у вас были?
  6. Ваши пожелания и советы другим людям? (как, по-вашему, нужно вести себя в конфликте или стрессовой ситуации?)

2.3. Разрешение конкретных конфликтных ситуаций

Как бы вы решили следующие конфликтные ситуации?

1.Родители срочно просят сделать вас сделать что-либо по дому, но вы ждете друга (подругу), который (которая) зайдет с минуты на минуту, и отказываетесь от предложенного вам дела. Они начинают сыпать упреки в ваш адрес, и вы отвечаете им тем же. Следует конфликт. Как вы его разрешите?

2. Ваш друг или дорогой человек, который хорошо знает все ваши переживания, сделал вам больно. Вы очень обижены. Ваши действия. (Вы и друг одного пола.)

3. Ваш парень (девушка) сказал (сказала) вам, что очень занят (занята) и не может с вами встретиться. Вечером вы встречаете его (ее) на улице с другой (другим). Ваши действия?

  1. Вы обидели дорогого вам человека и осознаете это, но то ли из-за гордости, то ли из-за чего-то другого, не можете попросить прощения. Что вы будете делать.

2.4. Тест В. Маклени. (Умение слушать и воспринимать собеседника.)

1) Не ждЈте ли Вы нетерпеливо, пока другой закончит говорить и даст возможность высказаться Вам?

2) Не спешите ли Вы принять решение до того, как поймЈте

проблему?

3) Не слышите ли Вы лишь то, что Вам нравиться?

4) Не мешают ли Вам слушать эмоциональные блокировки?

5) Не отвлекаетесь ли Вы, когда говорят другие?

6) Не запоминаете ли Вы вместо основных моментов беседы, какие-

то несущественные?

7) Не мешают ли Вам слушать предубеждения?

8) Прекращаете ли Вы слушать, когда встречаются трудности?

9) Занимаете ли Вы негативную позицию, когда слушаете?

10) Может ли быть, что иногда Вы только претворяетесь, что

слушаете?

11) Ставите ли себя на место говорящего, чтобы понять, что

заставило его говорить это?

12) Принимаете ли Вы в расчЈт то, что и Вы и говорящий можете

обсуждать не один и тот же вопрос?

13) Следите ли Вы за тем, что для Вас и для говорящего слова могут

иметь разный смысл?

14) Пытаетесь ли Вы выяснить, действительно ли спор вызван

различием точек зрения или разной постановкой вопроса?

15) Избегаете ли Вы взгляда собеседника, не смотрите ли по

сторонам, когда слушаете другого?

16) Возникает ли у Вас непреодолимое желание прервать

собеседника и вставить своЈ слово, определить его выводы?

III Обработка результатов, анализ.

Теоретически возможный размах шкалы - диапазон от 20 до 140. Минимальный полученный результат - min 43, а самый высокий - max 100.

В процессе обработки результатов было выявлено, что люди, демонстрирующие высокие показатели по МАК-школе при вступлении в контакт с другими людьми склонны держаться эмоционально обособленно, ориентироваться на проблему, а не на собеседника, испытывать недоверие к окружающим. Анализ поведения в конфликтных ситуациях показал, что испытуемые находятся в том возрасте(14-16 лет), когда обостряется желание быть самостоятельным и независимым. Они не всегда были искренны в своих ответах, т.к., может быть, они просто стеснялись своих чувств и некоторые воспринимали эту работу не совсем всерьез.

Радует то, что почти все испытуемые стараются избежать конфликтов или решить его мирным путем, чего так часто не хватает в реальном мире. Никто не пытается сделать необоснованные выводы и скоропалительные решения.

Также, исследования показали, что у испытуемых с высокими показателями по МАК-шкале выше и стрессоустойчивость (r=0,53) Такие субъекты в отличие от испытуемых с низкими показателями имеют более частые, но менее глубокие контакты со своими друзьями и соседями. ЕщЈ В.В. Знаков в одном из своих исследований обнаружил обратную связь между уровнем макиавеллизма и сочувствием, проявляемым студентами, когда они помогают друг другу во время экзамена. Р. Кристи назвал макиавеллизм "синдром эмоциональной холодности", потому что социальная отстранЈнность является основной характеристикой подобных людей. Но вместе с тем результаты экспериментов показывают, что люди с более высокими показателями по МАК-шкале более коммуникабельны (r=0,61) и убедительны (даже если они говорят собеседнику неправду). Также они более точны и честны в восприятии себя и других.

В общении макиавелисты, как правило, предметно ориентированы: в социальных взаимодействиях они более целеустремлЈнны, конкурентоспособны и направлены, прежде всего, на достижение цели, а не на взаимодействие с партнЈрами. Оценки по Мак-шкале положительно коррелируют с направленностью на свое Я (r=0,336) и отрицательной направленностью на общение (r= - 0,30).

У немакиавеллистов больше выражена ориентация на общение, чем на ум. В результате исследования выяснилось, что это характерно и для юношей и для девушек. У юношей-немакиавеллистов ниже показатели направленности на себя, собственное Я, а у юношей- макиавеллистов в коммуникативных ситуациях в большей степени, чем у немакиавеллистов проявляется тенденция скорее ориентироваться на себя, чем на общение с партнЈрами.

Различия, обусловленные половым фактором.

Девушки-макиавеллистки стараются манипулировать неявным образом, представляя себя в таком свете, чтобы окружающие думали о них лучше.

Юноши-макиавеллисты манипулируют с помощью агрессивных тактик, в то время как юноши-немакиавеллисты ведут себя пассивно. Но в данном случае, как выяснилось в ходе исследования, большую роль играет и интеллектуальный уровень развития. Так, например, у учеников колледжа макиавеллизм юношей качественно отличается от макиавеллизма девушек на 2-х уровнях:

на уровне установок и на уровне поведения. Это проявляется, в частности, в готовности и склонности к самораскрытию в общении: как в конкретных высказываниях, так и в общей предрасположенности рассказывать о себе другим людям.

У юношей высокий уровень макиавеллизма кореллирует с закрытостью(r=0,62), а у девушек с аналогичным уровнем, наоборот, с открытостью(r=0,76).

Одна из причин этого заключается в том, что склонность юношей к раскрытию не влияет на то, нравятся ли они окружающим или нет. Очень часто от юноши как от будущего мужчины ожидают самостоятельности и целеустремлЈнности, а доверительные отношения с кем-либо расцениваются уже как слабость или стремление к подчинению. Вследствие этого самораскрытие является для них малоэффективной манипулятивной тактикой. У женщин цели явно социально направлены: популярность, умение ладить с другими людьми, понимание более ценятся, чем у представителей мужского пола. Очевидно, что установление доверительных отношений, необходимых для достижения целей, невозможно без значительного самораскрытия. Поэтому неудивительно, что самораскрытие как манипулятивная стратегия весьма эффективно для девушек-макиавеллисток.

Таблица 1. Средние результаты МАК-шкалы

 

Провинциальный колледж

Общеобразовательная школа

Средний балл по МАК-шкале

74,8

77,6

t-критерий по Стьюденту

1,53

1,9

Таблица 2. Результаты по Провинциальному колледжу

 

Юноши

Девушки

Средний балл по МАК-шкале

74,0

75,5

t-критерий по Стьюденту

1,61

3,005

Таблица 3. Результаты по общеобразовательной школе

 

Юноши

Девушки

Средний балл по МАК-шкале

76,1

79,3

t-критерий по Стьюденту

2,30

2,11

Таблица 4. Свойства макиавеллистической личности

Показатели

Корреляция с высоким уровнем макиавеллизма (по Спирмену)

Стрессоустойчивость

r=0,53

Коммуникабельность

r=0,61

Направленность на свое Я

r=0,336

Направленность на общение

r= - 0,30

Заключение

В результате исследований было выявлено то, что девушки-макиавеллистки стараются манипулировать неявным образом, а юноши-макиавеллисты чаще используют при манипуляции дефективные, агрессивные тактики. Исследования показали, что у макиавеллистических личностей выше стрессоустойчивость. В результате исследования выяснилось. Что возрастной фактор играет большую роль при оценке гендерных различий. В ходе опытов обнаружилось, что у девушек в возрасте 14-16 лет уровень макиавеллизма выше, чем у юношей в том же возрасте. Также что у юношей и девушек со сравнительно низким уровнем интеллекта макиавеллизм в целом не сильно различается, а у юношей и девушек с более высоким уровнем интеллекта макиавеллизм различается на уровне установок и на уровне поведения. Также было установлено, что именно личности с более высоким уровнем интеллекта чаще всего проявляют свои манипулятивные способности в конкретных ситуациях.

В заключении приведу обобщенные характеристики, которые западные ученые используют для описания сильно выраженного типа макиавеллистической личности: умный, смелый, амбициозный, доминирующий, настойчивый, эгоистичный; и слабо выраженного типа: трусливый, нерешительный, поддающийся влиянию, честный, сентиментальный, надежный.

Любому ярко выраженному макиавеллисту хочется выглядеть в глазах окружающих, к примеру, умным и неэгоистичным. Естественно, что в коммуникативных ситуациях такими они себя и показывают. Людям с низкими показателями в действительности более свойственны такие положительные черты, как честность и надежность, зато ярко выраженные макиавеллисты обладают большим умением и поведенческим навыком сокрытия недостатка подобных качеств личности.

Выводы

  1. Рассмотрены ложь и манипуляция как психологические категории.
  2. Выявлены свойства личности с высоким уровнем макиавеллизма.
  3. Выявлены свойства личности с низким уровнем макиавеллизма.
  4. Установлены гендерные различия, проявляемые в особенностях манипуляции в юношеском возрасте.
  5. Установлено положительное влияние интеллектуального фактора на применение в общении такого свойства личности как макиавеллизм.
  6. Установлены особенности проявления макиавеллизма у испытуемых с более высоким и более низким интеллектом.

Проверена и подтверждена гипотеза о том, что макиавеллисты с более высоким уровнем интеллекта чаще успешно применяют свои навыки в конкретных конфликтных ситуациях, а макиавеллизм испытуемых с более низким уровнем интеллекта чаще всего на практике не проявляется.

Литература

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. 1988
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? 1995
  3. Годфруа Ж.Что такое психология. 1996
  4. Знаков В.В. Макиавеллизм: Психологическое свойство личности и методика его исследования. Психологический журнал, 2000, том 21, № 5, с.16 - 22.
  5. Знаков В.В.Западные и русские традиции в понимании лжи: Размышления российского психолога над исследованиями Пола Экмана
  6. Климов Е.А. Основы психологии. 1997
  7. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс… 1991
  8. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. 1992
  9. Скотт Д.Г. Сила ума; Способы разрешения конфликтов. 1994
  10. . (Экман П. Психология лжи. Спб; Издательство "Питер", 2000 - с. 272 (Серия "Мастера психологии")).

Введение *

Глава I Макиавеллизм как психологическая категория. Ложь, манипуляции в общении *

1.1. Макиавеллизм как свойство личности *

1.2. Ложь, неправда, обман как психологические категории. *

1.2.1.Неправда *

1.2.2.Обман. *

1.2.3. Ложь *

1.3. Морально-правовое и субъективно-нравственное понимание лжи. *

1.4. Манипуляции в общении *

Глава II. Разработка программы исследования макиавеллизма и свойств макиавеллистической личности *

2.1. МАК-шкала *

2.2. Опрос на стрессоустойчивость и поведение в конфликтных ситуациях *

2.3. Разрешение конкретных конфликтных ситуаций *

2.4. Тест В. Маклени. (Умение слушать и воспринимать собеседника.) *

III Обработка результатов, анализ. *

Заключение *

Выводы *

Литература *